Knyga moterims ("Bėganti su vilkais")

Moderators: Rolandas, Visi tvarkytojai

Post Reply
Olga
Posts: 145
Joined: Sat 02 22, 2003, 14:26
Location: Vilnius

Knyga moterims ("Bėganti su vilkais")

Post by Olga »

Кларисса Пинкола Эстес
"Бегущая с волками"

Предисловие

Все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает не слишком большой выбор противоядий от этой тоски. Нас научили стыдиться таких влечений. Мы отпустили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства. Но днем и ночью за нашей спиной таится тень Первозданной Дикой Женщины. Где бы мы ни ступали, эта тень крадется следом и – определенно – опирается на четыре лапы.

Д-р философии Кларисса Пинкола Эстес,
Чейенн, Вайоминг

Введение
ПЕСНЬ НАД КОСТЯМИ

Первозданная природа и Первозданная Женщина* – два вида, которым угрожает полное исчезновение.

* В оригинале – Wild Woman. Как следует из концепции автора, это не только и не столько Дикая, сколько Первая, Первозданная, не искалеченная цивилизацией Женщина. В дальнейшем эти термины используются как синонимы, в соответствии с нюансами контекста. – Прим. ред.

На протяжении длительного времени женская инстинктивная природа подвергалась гонению, грабежу и злоупотреблениям. Подобно любой дикой природе, она всегда страдала от неразумного обращения. Оглядываясь в прошлое, можно заметить, что в течение нескольких тысяч лет ей отводился самый низменный уровень души. В ходе истории духовные земли Первозданной Женщины опустошались и выжигались, ее убежища сносились бульдозерами, а естественные циклы превращались в искусственные ритмы ради ублажения других.

Потеря нами чувства собственной первозданности совсем не случайно совпадает по времени с исчезновением девственной природы на планете. Не так уж трудно понять, почему и древние леса, и дряхлые женщины считаются не самыми важными ресурсами человечества. Это вовсе не тайна. Нельзя также объяснить случайным совпадением то, что волки, койоты, медведи и диковатые женщины в чем-то схожи между собой: в человеческом представлении их связывают общие инстинктуальные архетипы, в силу которых за ними утвердилась репутация – несправедливая – безжалостных, изначально и чрезвычайно опасных и алчных существ.

Моя жизнь и деятельность в качестве психоаналитика-юнгианца, поэта и cantadora (сказительницы древних преданий) научили и убедили меня, что угасающую женскую жизненную силу можно возродить посредством активных "психоархеологических" раскопок в руинах потаенного мира женщины. Благодаря этим методам становится возможным восстановить повадки естественной, инстинктивной души, а через ее олицетворение в архетипе Первозданной Женщины мы сможем постичь разнообразные проявления глубочайшей женской природы. Сфера деятельности современной женщины огромна и расплывчата: ей приходится быть чем угодно для кого угодно. А древнее знание так и остается невостребованным.

Название этой книги: "Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях" возникло в результате изучения биологии дикой фауны и, в частности, волков. Исследования, посвященные волкам видов Canis lupus и Canis rufus, перекликаются с историей женщин, с тайнами их самоотверженности и их страданий.

Здоровые волчицы и женщины обладают определенными общими психическими особенностями – острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью. Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны.

Однако и те, и другие всегда подвергались травле, притеснениям и лживым обвинениям в ненасытности, неискренности и чрезмерной агрессивности; считалось, что они менее достойны, чем их гонители. Они превратились в объекты охоты для тех, кто мечтает очистить не только лесные чащи, но и дикие уголки души – истребить инстинктивное так, чтобы от него не осталось и следа. Хищническое отношение невежд к волкам и к женщинам поразительно похоже в своих проявлениях.

Именно при изучении волков у меня и возникли первые представления об архетипе Первой Женщины. Я исследовала не только этих животных, но и медведей, слонов и даже "птиц души" – бабочек. Особенности каждого вида предлагают обильные намеки на известные черты женской инстинктивной души.

Мой дух был пропитан дикостью вдвойне: от родителей я унаследовала страстную мексикано-испанскую кровь, а потом меня удочерило семейство горячих, вспыльчивых венгров. Я выросла у границ штата Мичиган, среди лесов, садов и крестьянских полей на берегах Великих Озер. Главное мое питание составляли громы и молнии. По ночам вокруг поскрипывали и переговаривались кукурузные стебли. Вдалеке, на севере, в лунные ночи собирались на полянах, танцевали и взывали к Небесам волки. И все мы без страха пили из одного ручья.

Хотя в те времена я еще не называла Ее так, моя любовь к Первозданной Женщине возникла уже в самом раннем детстве. Эстетика была мне ближе, чем атлетика,* она и определила единственное мое желание: оставаться восторженным странником. Стульям и столам я предпочитала землю, деревья и пещеры – я чувствовала, что именно в этих местах могу прижаться к щеке Господа. Реки всегда просили навещать их после наступления темноты, в поля обязательно нужно было приходить, чтобы им было кому шелестеть свои рассказы. Лесной костер должен был разводиться только в темноте, а сказки должны были рассказываться только вдалеке от ушей взрослых.

* Игра слов – аллюзия на истоки "Классического образования", восходящие к Древней Греции. – Прим. ред.

Мне очень повезло: я выросла среди Природы. Вспышки молний поведали мне о внезапности смерти и мимолетности жизни. Мышиные выводки подсказывали, что новая жизнь смягчает утрату. Выкапывая из глины окаменелые трилобиты, так называемые "индейские бусы", я поняла, что люди живут здесь уже очень давно. Я училась священному искусству украшения себя: на мою голову опускались бабочки-данаиды, светляки служили вечерними драгоценностями, а изумрудно-зеленых лягушек я носила вместо браслетов.

Волчица-мать убила своего смертельно раненого детеныша, и это научило меня жестокому состраданию и неизбежности прихода смерти к умирающему. Пушистые гусеницы срывались с ветвей и возвращались наверх, преподавая мне уроки целеустремленности. Их щекочущие прикосновения к руке убеждали, что кожа тоже полна жизни. Умение забираться на самые верхушки деревьев позволило получить первые представления о тех переживаниях, которые впоследствии принесет секс.

Мое поколение росло после Второй мировой войны, во времена, когда женщин задерживали на младенческой стадии развития и считали личной собственностью. К ним относились как к ухоженным огородам... К счастью, ветер неизменно заносит туда семена дикорастущих трав. Хотя то, что писали эти женщины, оставлялось без внимания, они продолжали с увлечением работать. Несмотря на отсутствие признания, написанные ими картины становились пищей для души. Женщинам приходилось вымаливать необходимые для творчества инструменты и помещения, а если надеяться было не на что, они превращали в студии деревья и пещеры, заросли и чуланы.

Танцы если и допускались, то редко, поэтому женщины танцевали в лесу, где никто не мог их видеть, а также в подвалах или по пути к мусорному баку. Украшения сразу же становились поводом для подозрений. Полное радости тело, как и веселое платье, повышало угрозу сексуального оскорбления или насилия. Даже одежду нельзя было назвать своей собственностью.

Это было время, когда измывавшихся над своими детьми родителей называли просто "строгими", когда душевные терзания женщин, переносивших смертельные оскорбления, именовались "нервными расстройствами", когда "приличными" считались женщины и девушки, туго перетянутые корсетами, крепкой уздой и плотным намордником, а "распутницами" – те, кому удавалось хотя бы на мгновение выскользнуть из ошейника.

Подобно множеству женщин до и после меня, я тоже вела фальшивую жизнь переодетого существа. Как и все мои сестры, я чинно балансировала на каблуках, а в церковь надевала платье и шляпку. И все же мой легендарный хвост нередко высовывался из-под подола, а уши так прядали, что шляпка в лучшем случае сползала на глаза, но случалось – и отлетала в угол комнаты.

Я не забыла песню той мрачной поры, hambre del alma, песню исстрадавшегося сердца. Но не забыла я и радостную canto Hondo, тайную песнь, слова которой снова и снова приходят к нам, когда мы трудимся над возрождением души.
Renata
Posts: 264
Joined: Tue 01 14, 2003, 10:40
Location: Vilnius
Contact:

Post by Renata »

Olga,
KUR TU RADAI ŠITĄ KNYGĄ :?: :!:
Parodei saldainį ir paslėpei :cry:
Labai labai labai prašau - duok nuorodą (jei tai elektroninis variantas) arba duok paskaityti :oops: , prašau :!:
Dar vienas atvejis, kai giliai kirbančią nuojautą, ne visai suformuluotą žodžiais, kažkas išsako garsiai, išguldo ant popieriaus.
Ir tai nuostabiai atskamba Anastasijos pasisakymams....
JDaina
Posts: 4
Joined: Wed 01 07, 2004, 6:04
Location: N.O.

knyga moterims

Post by JDaina »

Nelabai gerai skaitau rusiskai, bet kiek supratau, ta knyga versta is anglu k., ar ne? Koks jos originalus pavadinimas?
Vuki
Posts: 4
Joined: Thu 12 25, 2003, 15:36

Knyga moterims

Post by Vuki »

Olga,

šauni tavo cituota knyga. Nerandu net žodžio, kuris čia geriausiai tiktų jai apibūdinti. Knygos autorė bent jau šioje trumpoje ištraukoje priartėja prie pačios esmės, prie giluminių sielos klodų, prie tos Dievo kibirkštėlės mumyse, kurią kiekviena ir kiekvienas turim, nesvarbu kas mes: vyrai ar moterys. Mes ir panašūs, ir daug kur skirtingi. Tą reikia žinoti ir įvertinti.
Per civilizacijos teršalus nebejaučiam, nebeatpažįstam to turto, glūdinčio mumyse, kuris per amžius įsirašė kaip sielos atmintis, nebegirdim širdies balsiuko, o klausom proto, kuris dažnai veda visai ne ten, kur reiktų. Manau, kad ir vyrams vertėtų paskaityti, kad geriau mus suprastų. :)
Nes būtent jie dažniausiai ir gyvena vien proto balso klausydami, užrakinę širdis po 9 užraktais tiek, kad ten jau patys nebeatsirenka, kas ir kodėl, ir paskui krenta infarktais kaip lapai rudenį... O į moterų širdies jausmų ar širdies proveržius nežino kaip reaguoti, nes vertina iš savo proto pozicijų...
Įdomu, ar nėra tokios studijos skirtos ir vyrų prigimties analizei?
Mielai paskaityčiau. :)
Tik čia labai maža ištraukėlė, kad galėtum daryti kažkokias apibendrinančias išvadas. Įdomu būtų paskaityti visą.
Gal galėtum parašyti, kur tą knygą būtų galima gauti.
Vuki
Posts: 4
Joined: Thu 12 25, 2003, 15:36

Knyga moterims

Post by Vuki »

Mielosios,

radau "Bėganti su vilkais" internete: http://psylib.ukrweb.net/books/estes01/
Galima atsisiųsti knygą pilnai (archyvas, aišku).

Dar pora nuorodų:
Leidyklos psl., yra knygos recenzija:
http://www.sophia.ru/book/estes/estes-beg.shtml -
Jungo pasekėjų psl.
http://jungland.indeep.ru/modules.php?n ... ew_topic=3

Smagaus skaitymo. :)
Ir ačiū Olgai.
Post Reply